Ора Лея Манова
Впечатления зрителя
Не могу не написать о вчерашних впечатлениях. Но ответственность невероятная.
Слова, которые описывали искусство раньше, не подходят.
Нет готовых формулировок. Не с чем сравнивать.
Лет двадцать назад тут, в Израиле, я узнала, что выход из тотального постмодерна возможен через веру. Вчера я увидела это в работах Анатолия Шмуэля Шелеста.
Есть философы, есть мистики, впервые я увидела, как все те же идеи воплощает в своих работах Художник.
По моему мнению, мировое изобразительное искусство находится в глубочайшем кризисе. Обычно картина- это остановленное мгновение. А цель художника- зафиксировать это мгновение как можно лучше. Понятие о "лучше" исторически меняется. Это и красивее, и натуральнее, и оригинальнее, и даже извращеннее. Для чего создаются каноны, техники, концепции и стили.
И да, получалось у людей и красиво и нестандартно.
Я все же пишу сейчас не книгу, поэтому не буду долго описывать, как развивалось искусство. Смысл в том, что его целью была фиксация.
Когда в 2018 году я познакомилась с Анатолием, он позволил посмотреть его работы со словами, что они не зафиксированы, а находятся в процессе постоянной доработки.
Картины были прекрасны. Образы, до корней еврейские, наполненные живыми чувствами. Неповторимая авторская техника.
Когда я увидела те же картины в следующий раз, они были уже другими. Впитавшими краски земли Израиля.
Картины жили.
И в творчестве Анатолия Шмуэля все заметнее становился интерес к течению времени.
Вехой была Еврейская телега, движущаяся сквозь время.
И вот вчера я увидела работы, в которых время доминировало над формой. Не было в них фиксации момента.
Или момент был настолько тонким, что создавалось ощущение неизбежности его развития.
До этого в истории искусства я знаю только одну картину с таким же эффектом- это "Даная" Рембрандта. Где впечатление достигается за счет светотени.
Так что дело явно не в технике!
Вопросами движения в листе занимались абстракционисты. Это благодаря им мы понимаем законы композиции.
Но лично мне не близка энергия революционного эгоизма, наполняющая их картины.
Работы Анатолия Шелеста наполнены совершенно другой энергией. Которая приходит из Вечности и продолжает жить в нас сегодня. Это энергия еврейского народа. Энергия иудаизма. Энергия Торы и Даровавшего ее. Энергия Духа.
Это не мгновение, а развитие во времени! Вот прямо на одном листе! Листов много. И это не последовательные моменты, а множественные ситуации, каждая из которых проходит изменения на наших глазах. Это история!
Преобладание движения над формой. Духа над клипот. Торжество веры. Исход. Свобода.
Вот вам выход из постмодерна!
Писать об этих работах можно еще и еще, но я не хочу, чтобы текст был длинным.
Отмечу только, что в дискуссии о картинах был затронут вопрос случайности. Некой непредсказуемости работы даже для самого автора.
Это повод для многих философских раздумий.
Все случайности творчества возникают на фоне личности автора и его чётких композиционных решений.
То есть, автор-вполне сформированный сосуд, способный быть заполненным определённым содержанием.
В общем, первые впечатления как- то я выплеснула. Но считаю, что нужно просто идти в СКИЦЦУ и смотреть. Воспринимать заложенную в работы энергию. Чувствовать, размышлять. Время сейчас непростое. И может случиться, что именно на выставке вы найдете для себя духовную опору и помощь в Пути.