Ксения Рашковская, философ культуры и искусства.
13 апреля в иерусалимской галерее «Скицца» открылась выставка новых работ Шмуэля Анатолия Шелеста «Тексты 2023». В её пространстве представлено 23 монотипии[i], преимущественно созданных художником за последние несколько месяцев. Исключение составляют несколько работ ноября 2014 года, запечатлевшие в тот момент переживания художником страшного террористического инцидента, произошедшего в Иерусалиме. В ряду черно-белых графических листов их можно узнать по появлению цвета– художник активно использовал красную краску, которая складывается в расщепленный геометрический узор на фоне фигур в талесах.
Экспозиция, группируя работы из одной серии и противопоставляя им другие, представляется очень целостной, она помогает посетителю со-настроиться повествованию автора, его тексту, который он «проговаривает» очень ритмично. Ассоциативно из этого просматривается то ли спираль ДНК, то ли кардиограмма, то ли музыкальный узор от простых повторяющихся элементов нигуна до богатого многоголосия. Каждая из этих монотипий и вся выставка в целом – это действительно слова, высказывания, абзацы, страницы. В ряду экспонатов – абстракции и фигуративные композиции, через которые зритель сталкивается с ощущением творческой мощи высшего Творца и силой природного начала окружающего мира, с человеческой тревогой, гневом и отчаянием из-за невозможности избежать потерь, наконец, с умиротворением и созерцательным переживанием. Спектр эмоции и историй, которыми делится художник, очень широк. Может показаться, что работы, отобранные для выставки куратором и музой художника – Мариной Шелест, очень требовательны к публике, ведь работа с текстом всегда подразумевает рациональный подход. Но Шелесты доказывают обратное и рекомендуют нам доверяться своему подсознанию. Эти произведения нуждаются прежде всего в зрителе открытом и интуитивном, который мог бы мгновенно «схватить» язык произведений и уже затем осмысленно вчитаться.
Листы, на которых напечатано большинство произведений, представляют собой неразрезанные страницы талмудического трактата Шаббат. Они были забракованы типографией и уже не могли быть включены в книгу. Попав к художнику, они стали не просто материалом, а неотъемлемой основой при создании его произведений. Приемы использования найденных предметов и фрагментов литературных произведений хорошо известны в истории искусств, но здесь речь идет о том, что у Шелеста страницы трактата становятся не фоном и не одним из многих элементов, а полноценным и равноправным участником тех образов и смыслов, которые художник создает и выражает. Его собственное повествование — это одновременно мощное эхо и эмоциональная реакция-вспышка, и поэтому неотделимо от напечатанных строк. Художественный акт и заключается в улавливании мгновенного личного переживания, которое в еврейской традиции неразрывно связано с книгой, с работой с текстом, вдумчивым вчувствованием в него.
В целом, выставка наталкивает на рефлексию по поводу еврейских корней израильского contemporary art. Вне культурного контекста Израиля сложно осознать, что не всегда современное искусство нашей страны можно рассматривать как направление еврейского искусства. Но даже изнутри специалисты не могут прийти к единому мнению, где именно находятся сферы пересечения искусства современного, еврейского и израильского – именно на таком поиске и специализируется галерея «Скицца». Художники, творчество которых можно определить, зачастую даже интуитивно, как современное еврейское искусство, в Израиле, кажется, в меньшинстве. И Шелест – один из них. У него есть «секретный ингредиент», который отвечает за алхимическое превращение всех простых элементов в истинное произведение еврейского искусства. Современное искусство зачастую наделяет зрителя ролью читателя, который герменевтическими методами расшифровывает послания художника. Это также справедливо для работ Шелеста – кодировка, с которой мы сталкиваемся в его работах, двойная и даже тройная: повествование автора во многих из представленных новых работ соединяется в единое целое с имеющихся на них текстом. Такой в философском смысле интерактивный метод, рождающий цепочку новых смыслов при последовательном взаимодействии художника и текста, зрителя и произведения, делает эти работы динамичными, длящимися во времени и пространстве. Выставку новых работ Шелеста можно охарактеризовать как пульсирующую, мерцающую, «процессуальную» в значении противоположному статичности, ведь представленный на ней многослойный текст одухотворяется и оживает, когда зритель превращается в читателя.
[i] Монотипия – это техника мгновенного отпечатка на бумаге изображения, нанесенного художником на матрицу, который создается посредством прижатия с помощью печатного станка.
https://www.newsru.co.il/rest/27may2023/shelest.html?fbclid=IwAR0VF7oOIl6fLSBEW9T4OJ9LFYuXIqkhHEJ-mdSwLx97FQqXbu37M21PHuA